Закон выгоды

Закон выгоды

Экспериментируя, Б.Ф.Скиннер, один из известнейших поведенческих психологов, вывел правило: поведение вслед за которым следуют приятные последствия, в будущем встречается чаще. В последствии? это правило получило название «закон выгоды».

Однажды психологи поставили забавный эксперимент. Экспериментатор задавал вопросы подопытному в течение 10-20 минут. Некоторые ответы — вознаграждал монеткой в 5 центов. После опыта ни один из подопытных так и не смог озвучить систему, по которой происходило вознаграждение. Но, что любопытно, к концу опыта почти все участники получали монетки за большинство ответов. Неосознанно люди нашли решение и следовали ему, но осознать, как они это делают, так и не смогли. Кстати, то «правильное» поведение, за которым шла пятицентовая монетка — была улыбка перед ответом на заданный вопрос.

Закон выгоды

Как это можно использовать?

Что обычно нам нужно от сотрудника? Чтобы он вел себя как-то «правильно»: выполнял задачи хорошо и в срок, не беспокоил по пустякам и приходил тогда, когда уперся в действительно серьезную проблему и т.д.

Что нужно сотруднику от нас? Правильная постановка задачи, вознаграждение — похвала, уважение, общение, достижения, самореализация.

Техника позволяет совместить нужды.

Суть техники: позитивно отмечаем «правильное» поведение. Неправильное — игнорируем. В результате, желаемое поведение будет встречаться чаще.

Важно! Мы не делаем замечания. Не исправляем сотрудника. Не предлагаем более удачный вариант. Мы ждем когда сотрудник самостоятельно проявит то поведение которое мы считаем нужным и максимально быстро подкрепляем его.

Условия:

  • сформулированная цель — правильное поведение
  • самоконтроль
  • умение подкреплять желательное поведение.

Для постановки цели описываем то поведение, которое для нас правильное. При этом используем четкие критерии. У тех, кто составлял задачи для таск-трекера и писал User Story и Bug Request это, обычно, получается легко. На всякий случай приведем примеры того, как можно улучшить формулировки:

  • «Быть ответственным» => «Предупреждать о срыве срока за три дня»
  • «Писать хороший код» => «Код принят на первом или втором code review»

Для позитивного подкрепления нужен навык, вернее — нужна толика самоконтроля и мотивация на достижение цели. Нам постоянно надо подкреплять проявления нужного поведения у сотрудников. И тут важно не сорваться, не нагрубить, даже будучи в плохом настроении или уставшим. Важно делать это не от случая к случаю, подкрепление должно быть, в первое время, точным, как хорошие часы.

Если мы уверены в себе, то осталось только определить, как мы будем подкреплять. Можно подкреплять и премиями, и конфетами, но более удобно это делать, используя социальные сигналы.

Человек — существо социальное. Одной из важных функций для выживания является отношение к тебе лидера группы и важных для тебя людей. Соответственно, у каждого из нас есть подпрограмма, которая отвечает за оценку того, как важные для нас люди к нам относятся, что они одобряют, а что — не одобряют. Любопытно так же то, что степень одобрения и неодобрения не имеет большой разницы, больше важна временная связь — то есть совпадение во времени.

Интересно! Особенно хорошо действие этого приема можно узнать на детях.
Чем можно подкреплять:

  • Контакт глаз
  • Улыбка
  • Кивок
  • Внимание
  • Комплимент
  • Рукопожатие
  • Теплые и одобрительные интонации в голосе (можно потренироваться с диктофоном, если надо)
  • Слова «хорошо», «отлично» и т.д.
  • Или просто «да»!
  • и много что еще

Как можно игнорировать:

  • Не обратить внимание (то есть обратить внимание на кого-то другого)
  • Не уделить время (то есть заняться другими делами)
  • Сделать каменное и безразличное лицо (главное не улыбаться и не гневаться, даже чуть чуть, иначе это видно по мимике)

Тратьте время на тех, кто лучше всего делает свою работу. А не на тех, кто хуже всего.

Временная связь важна, а не величина плюса. Лучше небольшая похвала сразу, чем почетная грамота через месяц.
***
Обзор событий и новостей намедни

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *