Социальная инфраструктура села

Социальная инфраструктура села

Социальная инфраструктура села, как совокупность структурных элементов сельского населения, призвана обеспечивать население сел надлежащими условиями труда и отдыха, создавать благоприятную, комфортную жизненную среду.

Необходимо отметить, что главным в решении проблемы социального обслуживания населения сельских местностей Житомирской области является формирование оптимальной территориальной сети о » объектов социальной инфраструктуры, которая бы предоставляла возможность всеобщей доступности ежедневно необходимых социальных услуг населению.

Социальная инфраструктура села

На сегодняшний день в области действуют 942 библиотеки, в т.ч. в сельской местности 829, детских 38, которыми обслуживается 54728 читателей.

В областной универсальной научной библиотеке активно проводилась работа в информационно-библиотечном центре «Окно в Америку», который стал культурным центром по изучению английского языка, культуры и образования США. Развивал свою деятельность Интернет-центр библиотек детского и универсальной, его услугами воспользовалось около 10 тыс. Читателей.

Наличие учреждений социальной инфраструктуры в Житомирской области по состоянию на 01.01.2007 г..

Название заведения количество единиц количество работающих
филармоний 1 135
театров 2 219
кинозалов 30 79
библиотек 942 1533
учреждений культуры клубного типа — всего 1057 1869
Из них — домов 480 1325
— Сельских клубов 577 544
— Музеев (включая филиалы) 31 204
— Детских музыкальных школ 30 840
— Детских школ искусств 5 145
— Детских художественных школ 6 37

Приведенные данные дают основание утверждать, что условия жизни и уровень социального обслуживания сельского населения не соответствуют требованиям сегодняшнего дня и значительно отстают от обеспечения жителей города. Если в городе практически каждый житель имеет возможность получать услуги социальной направленности на близком к оптимальному уровне, то в сельской местности ситуация в этом отношении значительно хуже.

В то же время за период рыночных преобразований в Украине в целом и Житомирской частности имеем сокращение в сельской местности магазинов, предприятий общественного питания, детских садов и школ, домов культуры, лечебных учреждений. Многие из функционирующих составляющих сельской инфраструктуры села находятся   в аварийном состоянии, так как в бюджетах населенных пунктах отсутствуют достаточные средства на их ремонт.

Также необходимо отметить, что между развитием социальной инфраструктуры и эффективностью хозяйствования сельскохозяйственных предприятий Житомирской области существует соответствующий связь. Так, сельскохозяйственные предприятия с низким и очень высоким уровнем обеспеченности структурными элементами социальной инфраструктуры имеют худшие результаты хозяйственной деятельности, чем предприятия с региональной их обеспеченностью. Итак, когда присутствует избыток объектов социальной инфраструктуры, или их не хватает для нормальной жизнедеятельности работников сельского хозяйства   — это приводит к снижению эффективности производства.

Учитывая сложную экономическую ситуацию сельскохозяйственных предприятий, руководством государства была инициирована передача объектов социальной инфраструктуры аграрных производителей в коммунальную собственность территориальных общин. Она касается всех объектов социально-культурной сферы в соответствии законодательных и нормативных актов. Объекты сельской местности Житомирщины, подлежащих передаче, функционируют не на должном уровне, или вообще разрушены. Поэтому этот процесс задерживается, поскольку сельские советы не хотят принимать на свой баланс разрушенную социальную инфраструктуру и ее объекты в таком случае снова остаются на содержании сельскохозяйственных предприятий.

Для улучшения состояния развития социальной инфраструктуры в сельской местности Житомирской области можно предложить следующие альтернативные источники такие источники финансирования:

  • — Ассигнования из государственного и местных бюджетов;
  • — Спонсорство
  • — Собственные средства сельскохозяйственных предприятий, агропромышленных объединений, агрофирм, межхозяйственных и других интегрированных формирований;
  • — Долгосрочные кредиты банков;
  • — Средства инвесторов (юридических и физических лиц);
  • — Доходы от эксплуатации функционирующей социальной инфраструктуры.

Решение данной проблемы предполагает принятие и внедрение целевых государственных, комплексных, региональных программ социально-экономического развития сельских территорий и годовых планов и соответствующих бюджетов социального развития сельских общин. Кроме бюджетов, сельским территориальным общинам должно быть предоставлено право установления местных (коммунальных) налогов, а также формирования внебюджетных фондов для аккумулирования средств по другим обязательствам размещенных на территории предпринимательских структур, спонсорских взносов, отчислений от доходов коммунальных предприятий и тому подобное.

***

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *