Противоречия экономических и экологических интересов

Противоречия экономических и экологических интересов

Противоречия экономических и экологических интересов, обострившиеся в последние десятилетия, способствовали изучению методов и постановки экологического образования. Оно представляется не только некоторой суммой знаний, но и способностью в конкретных условиях выработать ясные представления о связи человека с природой.

Противоречия экономических и экологических интересов Экологическое образование должно быть нацелено на формирование новой культуры взаимоотношения с природой — культуры, объединяющей право пользования природными благами и ответственность за состояние окружающей природной среды, основанную на понимании ценности природы.

Актуальность темы обусловлена тем, что во взаимоотношениях общества и природы стратегия гармонизации требует согласовывать две зависимости — человека от природы и природы от человека. Гармонизация этих взаимоотношений может наступить только в результате трансформации экологического сознания и деятельности, а именно повышение экологического образования путем формирования экологической культуры.

Целью работы является обоснование возможности и необходимости воспитания экологической культуры у молодежи, путем повышения уровня экологического образования.

Экологическая культура включает в себя процесс формирования экологического сознания личности, отражающий неразрывное единство между совокупностью знаний, представлений о природе, эмоционально-почутевого и ценностного отношения к ней (внутренняя культура) и соответствующих умений, навичков, потребностей взаимодействия (внешняя культура), основанный на гармонизации взаимосвязей в системы «природа-человек». Общепринятой становится точка зрения, согласно которой человечество не может больше прогрессировать в своем развитии, существенно не повысив уровень экологической культуры. Повышение уровня экологической культуры должно начинаться с молодежи, потому что именно от их действий зависит будущее мира.

Проблемами повышения экологической культуры молодежи занимаются такие ученые, как Абалкина И.Л., Моткин И.А., Куруленко С.С., Курняк Л.Д., Науменко Г., Пахомова Н.В., Ященко В.А. . Они считают, что н еобхиднисть воспитания экологической культуры у молодежи связана именно с реакцией на глобальный экологический кризис. Негативные изменения в природной среде под давлением совокупного действия производственных факторов существенно ускорились в последние десятилетия. То есть, сохранения жизни на Земле зависит теперь непосредственно от уровня и темпов воспитания экологической культуры   у молодежи, общества в целом [2, с.33 ] .

Экологическая культура включает в себя три составляющие элементы: соответствующий уровень экологических знаний (интеллектуальная компонента) соответствующий уровень экологического сознания (ценностный компонент) и соответствующий запас практических умений в деле охраны природы ( деятельностная компонента). Именно сочетание этих трех компонентов   ( деятельностного , ценностного и интеллектуального) определяет эффект воспитания экологической культуры у молодежи.

Действенным средством формирования экологической культуры является экологическое образование, экологическое воспитание и экологическая деятельность. Безусловно, что решение проблемы повышения экологической культуры молодежи лежит в плоскости именно образования. Признано, что формирование экологической культуры в процессе обучения — это оптимальный путь экологического воспитания молодежи.

Образование по вопросам окружающей среды осуществляется в пределах формального и неформального образования. Формальная охватывает воспитанников дошкольных учреждений, учащихся общеобразовательных школ всех типов, студентов средних специальных и высших учебных заведений, а также слушателей различных курсов повышения квалификации. Неформальное образование охватывает молодежь и взрослых из всех слоев населения, которые получают природоохранные сведения индивидуально или коллективно из источников массовой информации или в процессе разовых мероприятий [3, с.136 ] .

В всему св ити все бы льшую внимание стали прид и лять эколог и побочные и и ОСВ и те (как формальной, так и неформальной) и воспитанию молодежи. Сейчас экологическое образование молодежи становится несомненной и обязательным признаком культуры. Воспитание экологической культуры молодого поколения поможет восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях «человек — природа». Следовательно, преодоление экологического кризиса зависит от нравственного совершенствования человека, его культуры и отношений с природой и другими людьми.

Таким образом, экологическое образование молодежи путем повышения экологической культуры должна:

—         Быть длительным процессом, то есть начинаться в дошкольном возрасте и продолжаться на всех стадиях формального и неформального образования ;

—         Быть междисциплинарной по своей сути, включать специальный смысл в каждый учебный предмет;

—         Изучать главные проблемы новколишнього среды с учетом местных, национальных, региональных и международных точек зрения, чтобы получить знания об условиях окружающей среды в других географических регионах;

—         Предоставить возможность молодежи применять свои знания и опыт в планировании, принятии решений и определении последствий;

—         Помогать ученикам определить признаки возникновения проблем окружающей среды;

—         Рассматривать окружающую среду во всей его полноте [4; с.79 ] .

На основе выше приведенных принципов экологического образования определены ее основная цель. Это, прежде всего, дать возможность молодежи понять сложный характер окружающей среды, которое является результатом взаимодействия его биологических, физических, социальных, экономических и культурных факторов, способствовать осознанию важности окружающей среды для экономического, социального и культурного развития. Первоочередными задачами для этого должны быть:

—   Создание и внедрение   в процесс образования и воспитания молодежи принципов сбалансированного развития, то есть сбалансированности экономических, экологических и социальных интересов всего человечества;

—   Воспитание соответствующего уровня экологической культуры у молодежи;

—   Совершенствование законодательных основ экологического образования молодежи;

—   Активное развитие неформального экологического образования с привлечением ведущих ученых-экологов (создание соответствующих экологических теле и радиопрограмм, циклов лекций, публикаций, выставок);

—   Затверженных концепции непрерывного экологического образования молодежи.

Таким образом, эффект воспитания экологической культуры у молодежи во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются именно подрастающим поколением как жизненно необходимы. Тот или иной уровень экологической культуры — результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм относительно него , в том числе и и к природе . Без изм др в культуре природопользования НЕ можно рассчитывать на положительно и изм ины в эколог и ночном состоянии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *